Blogda Ara

22 Şubat 2013

Наша новая эра

Если народ находится в целости и может сам собою распоряжаться, тогда он живой. И если он воспринимает все, происходящее в мире, как нечто собственное, тогда он живой, сможет о себе напомнить и будет жить дальше.
На фоне происходивших общественных явлений адыги после Кавказской войны, до происходящего сегодня сирийского конфликта находились в некоей коме.
Например: 
в адыгском обществе было принято внутри- и межклассовое разделение.
Самыми демократичными из адыгских племен считаются шапсуги и абадзехи, однако у них тоже была некоторая градация и имелся слой пщытль.

После Кавказской войны девяносто процентов адыгского народа оказалось вынужденным расположиться в Османской империи.
Примерно в то же время в Османской империи начали распространяться демократические процессы.
Это побудило многих адыгов к тому, чтобы отказаться от классового разделения.
С сегодняшней точки зрения, это – позитивно. Но это не являлось нашим народным волеизъявлением, а было лишь следствием сложившихся обстоятельств.
Или другой факт. В 1877 г., во времена Кавказской войны Герандуко Берзег имел возможность собрать в интересах Турции армию для того, чтобы отправиться отвоевывать земли, которые были адыгскими до покорения Кавказа.
Но после некоторой, проведенной Османской империей политики, никому не удалось собрать для адыгов что-либо подобное.
Во время Первой Мировой войны немцы разрабатывали и пропагандировали в Турции проект по присуждению Кавказу отдельного статуса. Они собирали совместно с Турцией для этого армию, конкретно планировали соответствующие меры, но адыгское общество в Турции никак не отзывалось на это. Именно на эту стратегию немцами и турками собиралась адыгская элита с целью командирования ее на Кавказ.
Но находящиеся в Турции адыги никак не хотели отправляться обратно на Кавказ потому, что Османская империя по сути дала у себя им, представителям разных классов (фокотлям, пщытлям и др.) полную социальную и материальную свободу. Адыгская элита никак не могла вразумительно объяснить социальным группам своих соплеменников: какой будет та страна (помощь в создании которой оказывают немцы и турки), нужна ли она им – Родина Родиной, но…? И по сути, это не сильно их беспокоило.
Именно в то время такая черкесская элита могла собрать армию для сохранения Османской империи, тогда нуждавшейся в подобном войске. Она не являлась фактически социальной верхушкой в том заграничном обществе, но авторитет, которым обладала применительно к военным силам, – это имело место.
Как раз в этот период те же социальные проблемы имели место и в России. Причем данные процессы нельзя считать желанием и волеизъявлением адыгов, это была реальная данность. Распределяясь по различным социальным группам, представители адыгского общества выступали против соплеменников другого класса и, тем самым, своими обращениями, письмами к ищущим врагов службам, обрекали земляков на сибирские ссылки. Это не зависело от представителей народа, а в силу общественных обстоятельств, сложившихся в государстве, многие адыги перестали быть соплеменниками, стали врагами. Причем такое имело место не только в указанный период, но и позже. Например, в исторической ситуации с изгоняемыми кулаками или во время Великой Отечественной войны, в деле оказания содействия немцам. Это все не являлось адыгским волеизъявлением, а провоцировалось насаждаемыми извне противоречиями: изгоняют в революцию деда одного из аульчан – под именем «кулак», отца другого из них во время войны – под именем «фашист», брата третьего во время оккупации – под именем «коммунист» и т.д. К тому же такое явление имеет место и в сегодняшней действительности. Именно так получилось и в Турции. Именно так происходило и до сегодняшнего Сирийского конфликта.
Но сегодня мы смотрим на Турцию. Все тамошнее общество считает, что сирийских адыгов необходимо отправить на Кавказ (и это не политика турецкого государства). А живущие в России адыги все единогласно думают, что оказавшимся там в пекле войны землякам надо прибыть сюда (и это не политика Российского государства).
Самое главное, что живущие в Сирии черкесы, располагаясь там не собираются становится полноценными гражданами конкретной страны или соратниками берущего власть верха. Их это особенно не задевает. Они озабочены тем, чтобы остаться адыгами. Причем это ситуация для Сирии новоприобретенная. Раньше сирийские черкесы так уверенно к этому не относились. Когда власть менялась там прежде, они пытались сформулировать свое отношение к власти. На сегодняшний же день, как мы хотим показать, для них это безразлично.
Как нам можно судить, сегодня уже можно говорить о том, что адыги всего света приобретают свою единую национальную волю. Это еще стихийно, не было заметно до Сирийского кризиса. Последнее такое общемировое волеизъявление имело место у адыгов во время абхазского конфликта. Однако там тоже мало, что от нас могло как-нибудь зависеть, и потому фактически события развивались без адыгского участия.
Сегодня наш парус заметно окрыляется каким-то посторонним ветром; то, как адыги его используют, мы не знаем, но это воздушное течение может также оказаться ощутимым и постоянным ветром, с которым адыги обязаны себя организовать, чтобы заняться его управлением. Но то, что адыгам реально удастся во всем этом, сегодня сказать сложно.
Ачмиз Хильми.